Перейти к публикации

Легендарные мечи


Лагу

Рекомендованные сообщения

  • Пользователи

12 самых знаменитых мечей, о которых слагали легенды

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо — лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

post-13423-0-06421700-1386057803_thumb.j

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет — в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

post-13423-0-70954500-1386057926_thumb.j

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

post-13423-0-11894900-1386057992_thumb.j

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

post-13423-0-52553200-1386058034_thumb.j

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

post-13423-0-22599200-1386058078_thumb.j

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань — не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» — во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

post-13423-0-49909400-1386058118_thumb.j

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

post-13423-0-27037300-1386058159_thumb.j

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины — оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню — одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

post-13423-0-79408000-1386058198_thumb.j

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

post-13423-0-00044400-1386058258_thumb.j

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

post-13423-0-08296200-1386058300_thumb.j

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали тигельную сталь, которая намного прочнее.

Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из этого металла. Ульфберты — пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

post-13423-0-60568000-1386058343_thumb.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

неплохо...отмечу кровожадность мечей, заметила для себя некоторую особенность, при сканирование мечей в Тауэре и на выставки японских мечей (на которой был или есть экспонат Мурамасы, какой-то из мечей был увезен обратно в Японию), во мне от настройки к некоторым просыпалась жажда крови (возможно это что-то личное, срабатывает таким образом на мне), даже бы сказала "слышала" зов=))))активизировалась нехило манипура (оно и понятно), подозреваю как раз таки подобные ощущения от мечей побывавших на поле боя...они как живые, призывают взять в руки и пустить в действие..с другой стороны понятно их пользовать по прямому назначению не будешь, но они неплохо активизируют манипуру и сдвигают в настоящее, вообщем как носители для артефактов потрясающие, мне нравится какую живость они придают

Изменено пользователем Лариса
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

добавлю в дополнение со своей темы:

Один из экспонатов, красивая легенда:

1372151779_138.jpg

Самурайские мечи издавна славятся своей прочностью и остротой, поэтому неудивителен тот факт, что самый острый меч в мире сделан японским мастером Мурамаса. Увидеть меч можно на выставке «Самураи. Искусство войны» среди трех сотен других предметов антиквариата. Но, придя на выставку, человек может невольно обмануться – внимание в первую очередь привлекает большой меч, который находится в центре выставочного зала в стеклянном кубе. легендарный меч Мурамаса имеет гораздо меньшие размеры, длина его составляет всего-то 30 см — не меч, а клинок. Меч размещен на скромном черном пьедестале и выглядит довольно просто, но является самым совершенным и самым острым холодным оружием в мире, именно он окутан самыми невероятными мифами.По преданию, мастер Мурамаса обладал мистической силой, которую и вкладывал в свои изделия посредством заклинаний. Говорят, что его мечи несли смерть, в отличие от клинков другого мастера – Масамунэ, которые обладали силой сохранять жизнь.Говорят также, что Мурамаса был противником политики тогдашнего правителя Токугавы и поэтому вкладывал в свои мечи проклятия на всю его семью. По этой причине в 1625 году было запрещено изготовление и пользование мечей Мурамаса. Но некоторые самураи так высоко ценили качество клинков Мурамаса, что всячески пытались их сохранить.А теперь следует упомянуть и о реальных характеристиках клинка. Во всем мире осталось всего несколько экземпляров такого оружия. Клинок, который демонстрируется на упомянутой выше выставке, состоит из 25000 слоев стали, а линия, которая проходит вдоль лезвия клинка и создается путем закаливания, на 70 процентов идентична соответствующей линии, расположенной на другой стороне клинка.Оправа меча инкрустирована золотом и особым металлом черного цвета – «сякудо», который является сплавом золота с серебром и медью. Меч Мурамаса укомплектован оригинальными ножнами, покрытыми черным лаком. В них меч носят на выставки, смотрины и парады. Таким образом, не обладая большой внешней привлекательностью, меч Мурамаса является предметом чрезвычайной культурной и исторической ценности.

Источник: http://2cafe.net/186...l#ixzz2lvwBNg2c

Изменено пользователем Лариса
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ученики

Какая невероятная эстетичность японских мечей... Не столько оружие, сколько произведение искусства. Европейские мечи воспринимаются грубым орудием убийства. А от японских такого ощущения нет. За ними стоит тонкое исскуство убивать. Совсем другой образ мышления, другое сознание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да...........у самураев, убивать- это искусство, воинское искусство..целая культура пропитанная эстетикой и красотой...

Изменено пользователем Лариса
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Пользователи

японские мечи конечно отличное оружие, но наша русская шашка удобнее, легче, приятно держать в руке и умение владеть ею - это тоже искусство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Пользователи

Легенды о казачьей шашке родились в непосредственной связи с теми, кто пользовался ею. Многие историки до настоящего времени уверены в том, что данный вид оружия родился именно среди казаков, и что в той же среде происходило усовершенствование как конструкции, так и способов использования данного оружия. Однако в действительности это не так. Конечно, когда казаки как сословие только появились, ни о какой шашке и речи не было. Все казачьи подразделения были вооружены точно так же, как и прочие воинские формирования, как свои, так и противника (турок, поляков, немцев…), то есть самыми простыми обычными саблями. Причем все эти сабли были разными, в зависимости от того, что удалось добыть в походах. Позже, когда казаки уже вошли в состав армии, ситуация немного изменилась, хотя окончательно унифицировать оружие удалось уже ближе к концу девятнадцатого столетия. До этого времени в приказах значилось лишь размытое требование, которое гласило, что шашка должна быть непременно азиатского типа с произвольной отделкой.

Стоит сказать несколько слов о том, каким образом шашка кавказского образца попала в казакам, в то время как остальные войска использовали палаши и сабли на европейский манер. Шашка берет свое начало от большого ножа. Собственно, в переводе с черкесского слово «шашка» означает «большой нож». Впервые в письменных источниках это слово упоминается еще в 1625 году Джованни де Лукой. Казаки позаимствовали этот вид оружия на Кавказе, после чего шашки нашли свое распространение не только в русской армии, но и на территории Средней Азии. Изначально шашка считалась второстепенным оружием при сабле. Ее отличительной характеристикой был однолезвийный, немного изогнутый длинный клинок, эфес без рукояти с раздваивающейся головкой и без защитных приспособлений. Как правило, носили шашку почти подмышкой слева, но когда на вооружении горцев появилось огнестрельное оружие, и необходимость в полноценной сабле отпала, на первое место вышла именно шашка. В скором времени она была принята на вооружение российской армии в качестве уставного типа холодного оружия. Несмотря на то, что данный вид оружия пришел с Кавказа, регулярные русские войска получили немного видоизмененный образец, который получил название шашка азиатского типа. А все дело было в том, что отличались требования к данному оружию: если на Кавказе была необходима компактность и удобство для скрытого ношения, то для казаков было главным массивность (вес клинка) и удобство в бою.

В 1881 году шашки официально появились в каждой из артиллерийских частей. Тогда появились такие виды шашек, как драгунская, офицерская, казачья шашка, шашка артиллерийской прислуги.

В статусе уставного оружия шашка оставалась практически до середины двадцатого столетия, став последним видом холодного оружия, которое применялось в массовых боях в период Великой Отечественной войны. После этого значение шашки сошло на нет, потому как появились танки, пулеметы и проволочные заграждения. Поэтому очень скоро шашка стала предметом ритуальным, принадлежностью парадной формы одежды. А в 1968 году ее стали считать почетным наградным оружием.

Что касается японского самурайского меча, известного также под названием «катана», то он считается одним из лучших образцов холодного оружия за всю историю существования. Подобное мнение выражает не один и не два человека, это – мнение многих поколений знатоков оружия во всем мире.

В 710 году фехтовальщик по имени Акамуни впервые использовал меч, имевший изогнутое лезвие, и выкованный из нескольких железных разнородных пластинок. Данный меч имел сабельный профиль и. отличался от сабли техникой применения: если саблю можно держать только одной рукой, то использование катаны предусматривает как одноручный, так и двуручный захват.

На протяжении двенадцатого – девятнадцатого столетий катана просуществовала практически без изменений. Катана считалась обязательным атрибутом японских аристократов, и только в середине девятнадцатого века, после революции Мэйдзи, чиновников обязали носить шпаги европейского типа.

Для японского населения катана была не просто видом холодного оружия, а служила отражением духа нации, была сословным символом. И даже несмотря на то, что меч – это далеко не самое древнее японское оружие, в национальном менталитете он занимает особое место. Следует отметить, что первые японские мечи очень напоминали китайские мечи «цзянь» и именно их использовали первые самураи средневековья. Но уже тогда меч был признан оружием души военной касты. Кроме того, меч был одним из атрибутов и священных символов власти императора, а кроме того – отличительной особенностью общественного положения воинов и самым лучшим подарком (его дарили знатным особам, вносили в храмы в дни торжеств, преподносили иностранным послам в знак уважения).

Применение катаны в феодальной Японии было более чем жестоким. Схватка, как правило, длилась несколько секунд, но самураи все равно стремились овладеть разнообразными техниками, изучить более хитрые приемы, чтобы обмануть противника и заставить его совершить ошибку.

Что касается настоящего времени, то катана, подобно шашке стала больше церемониальным, нежели боевым оружием. Можно долго спорить по поводу того, что лучше – шашка или самурайский меч, ведь у каждого из этих видов оружия есть свои преимущества и недостатки. Но важно отметить, что просто удивительно, как в совершенно разных культурах, на разных континентах появились столь совершенные изящные и функциональные клинки, которые прошли отчасти похожий исторический путь. При этом первые упоминания и о шашке, и о катане относятся примерно к одному и тому же историческому периоду.

И шашка, и катана имеют богатую и глубокую историю, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что еще на протяжении длительного периода времени они будут актуальны среди людей, настоящих ценителей холодного оружия, коллекционеров и реконструкторов исторических сражений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ученики

японские мечи конечно отличное оружие, но наша русская шашка удобнее, легче, приятно держать в руке и умение владеть ею - это тоже искусство.

Любое оружие сделанное Мастером, является проявлением Искусства! И по большому счету не очень важно, шпага это, сабли или меч. Интерес в том, Как и Кем это оружие изготовлено! Значение имеет еще и параметр Для Чего!

"С древних времён вплоть до эпохи Голливуда меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебен и смертоносен, он повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для создания многих мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения, в нём есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий. Прикосновением меча мужчина посвящался в рыцари, сломать чей-то меч значило опозорить его, целые армии сдавались, когда предводитель сдавал свой меч, мечи даже приносили в жертву богам, чтобы добиться их покровительства." (с) BBC.

Однако японское оружие и искусство(переросшее в традицию) создание мечей, действительно завораживает! Читал где то, что в Японии Самурай наделял меч духом, превращая его уже в Магическое оружие. (хотя думаю, оживляли оружие не все Самураи или не для каждого Самурая smile.gif)

Меч сделанный в Японии, называли "душой Самурая", с 1603 года. Меч делался мастером, для одного Война (Самурая). Многослойная сплавка делала его невероятно прочным и надежным в Бою. Затачивали самурайские мечи с одной стороны, вторая сторона была больше защитного плана, для отражения ударов противника. Самурай, давал своему мечу Имя. (есть предположения) что и относился он к своему оружию как к Живому. Нередко, мечи хоронили с его обладателем - это было частью традиции. Так же Самурай имел права оставить свой меч по наследству.

Я читал не очень много об этом, но даже в небольшом количестве найденной информации понятно, что в Японии мечи имели особое отношение к себе. Мне кажется, что понятие "живой меч" пошло именно от туда. То есть так, в какой то степени, Меч - это религия smile.gif

И не только Религия, но еще и Традиция, которая сейчас, к сожалению, практически не осталось.

Я умалчиваю про эстетически правильные мечи. Вообще, редко встречал оружие более эстетически прекрасное, чем Самурайский Меч.... хотя я еще не так много видел smile.gif

Спасибо за Тему! smile.gif

Изменено пользователем Кассий
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Пользователи

Технология изготовления японских клинков

Сталь

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь. Раньше процесс осуществлялся в печи татара (прямоугольной сыродутной печи). Песок по составу неоднороден, доля углерода в нем колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для клинка же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6 – 0,7 %). Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нем углерода, была разработана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с ее трудоемкостью. Особенностью железного песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны. По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

В процессе ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода. После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности ее структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ («алмазная сталь», представляет собой слитки губчатого железа, изготавливается исключительно в плавильных печах японского типа, называемых татара, под контролем NBTHK) и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. При десятикратном сложении получаются уже 1024 слоя, при двадцатикратном – более миллиона слоев. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведет к дальнейшим потерям металла из-за угара.

У заводских катан времен Второй Мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твердость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и ударновязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Не всякая сталь годится для изготовления меча. Оригинальный кованый меч сделан, в отличие от дешевых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путем прокатки, имеющей твердость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной как материал для катаны. Кроме того, настоящий меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твердости, свойственная оригиналам, достигается только путем специальной обработки металла (см. мартенсит). В процессе ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC в сочетании с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твердости (60 – 62 HRC, порой она достигает 70 HRС Роквелла на лезвии) меч долгое время сохраняет остроту. Необходимо отметить, что сочетание двух металлов в лезвии (более твёрдого) и на оболочке (более мягкого) компенсирует недостатки друг друга.

Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном продольной плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении – наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, т.е. когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин. Карбид железа (цементит) образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не дает такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также изготавливали хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Ковка клинка

Однако при всем разнообразии этих способов японские кузнецы строго придерживались общего правила – у хорошего меча твердым должно быть лишь лезвие, а тело клинка обязано быть вязким. Часто они добивались этого путем изготовления разных частей клинка из особых сортов стали. Японские оружейники подразделяли металл, используемый при изготовлении клинков, на три категории — лезвийный «ха-гане», упругий обкладочный «кава-гане» и применяемый для отковки внутренней основы клинка вязкий «шин-гане».

Известно около тридцати конструкций клинков, имеющих собственные названия, и каждая имеет свои достоинства, но здесь уместно вспомнить про 1800 школ и ограничиться рассмотрением лишь наиболее характерных схем изготовления японских клинков.

Mару – самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.

Кобусе – упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй Мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объемов оружия

Хонсанмаи – наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (которой также можно наносить удары) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.

Шихоцумэ – конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.

Макури – упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.

Вариха тэтсу – простая, но очень гибкая конструкция.

Орикаэси санмаи – слегка усовершенствованная форма хонсанмаи

Гомаи – немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали

Сосу китаэ – одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Закалка

Перед закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На лезвие наносится более тонкий слой, чем на другие участки меча. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750° – 850°С), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в теплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита (структура сплавов, возникающая при их термической обработке при быстром охлаждении), чем другие участки меча. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо заметна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону.

Некоторые кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности меча к определенной кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить весьма высококачественные клинки с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к использованию.

Варьируя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ние и ниои – характерные мартенситовые образования различного калибра).

За закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск – нагрев закаленного изделия в печи. При температуре около 200°C закаленная структура (мартенсит) приобретает пластичность, благодаря чему достигается необходимый баланс твердости и вязкости.

Примечательно, что хамон не обрывается в зоне острия как попало — последнее оформляется с великой тщательностью, также в особом стиле, характерном для различных школ и мастеров. Более того, закаленная зона в районе киссаки, именуемая «боши» (Boshi), является труднейшим моментом в технологической цепочке работы кузнеца-оружейника и одновременно — важнейшим показателем при оценке клинка. Отсутствие боши зело обесценивает предмет вне зависимости от его авторства, указывая на одну из двух возможных причин подобного безобразия: либо клинок «устал» от бесконечных заточек и полировок, либо — увы — он был обломан или обрезан спереди, после чего острие формировалось заново. Дополнительные термины в названиях форм ниэ-ниои те же, что и для хамон.

Термическая обработка – весьма тонкий этап в изготовлении катаны, и даже опытный кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, остается лишь выбросить неудачный клинок и приниматься за отливку новой заготовки.

Сочетание жесткого лезвия и эластичной основы придает металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту.

Полировка клинка

После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сен – инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передает меч полировщику – тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок – сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, достигаемые исключительно благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия клинка, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков. Неопытные руки, неправильная заточка и полировка могут безвозвратно погубить меч.

Форма клинка

Изгиб меча (сон), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.

В пределах стандарта возможны множественные отклонения, зависящие отчасти от вкуса кузнеца и заказчика, отчасти от традиций конкретной кузнечной школы. Геометрия клинка диктуется и целью его применения: для сражения с противником в латах больше подходил клинообразный в сечении (и более прочный) меч, а в бою с незащищенным врагом эффективнее себя проявлял тонкий клинок, обеспечивающий хороший режущий удар.

Кузнец может наметить степень изгиба и его центр уже при ковке заготовки и подкорректировать их после закалки. Также меч может иметь равномерную толщину либо сужаться к концу, а сам конец (кисаки) может быть как длинным, так и коротким. Кузнец может придать рукояти меча (накаго) определенную форму, сделать заднюю часть лезвия округлой либо угловатой, выбрать форму линии закалки (хамон), а также определить структуру стали и ее оптику. На не закаленные участки меча могут быть нанесены бороздки и гравировки.

Сборка клинка

post-13423-0-09215200-1386148149_thumb.j

За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из магнолиевого дерева, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закругленными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (коигути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае они используются только для хранения меча.

В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустации. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) – он делается из шелка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен

Боевые качества меча

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.

Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.

Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта.

В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.

Как отличить катану японскую от "сувенирной"

1. Геометрия клинка. Базовая, веками освященная форма сечения абсолютного большинства самурайских мечей — ромб. При этом боковая поверхность автоматически получает продольное ребро "синоги" весьма резких очертаний. Спинка также поднята "домиком", а в итоге мы видим ту самую характерную форму, которая буквально кричит нам: "Япония!" Толщина клинка в районе цубы не может быть менее 8 мм. Это классика, и не нам ее менять. То, что меч остается сравнительно легким, обусловлено сужением полосы к острию до 3-4 мм. Сечение клинка оригинальной катаны и современной реплики:

post-13423-0-46256200-1386148291_thumb.j

post-13423-0-88038400-1386148303_thumb.j

2. Хамон — линия закалки. У подделки эта зона наводится химическим или механическим способом и становится в итоге либо светлее (что правильно), либо темнее остальной поверхности клинка:

post-13423-0-21400200-1386148333_thumb.j

В данном случае мы видим гальванически затемненный металл с варварской "волной". Обычно поступают проще — накладывают фасонный трафарет, закрыв им верхушку полосы, а зону лезвия прочесывают абразивной щеткой. Она приобретает матовый жемчужный отлив и четко выделяется на фоне глянцевой поверхности. Но всегда одну и ту же свинью выдает один и тот же хрюк: фальшивый "хамон" математически регулярен и гладок, чего никогда не бывает в действительности. А, казалось бы, проще простого сделать форму волн произвольной, хаотичной, как у старых мечей.

3. Киссаки - завершение острия. Теперь же восьмому чуду света присвоено даже имя: "стиль танто". Что ни обрубленный конец, то и "танто". И пускай сотни тысяч подлинных клинков завершаются скруглением "фукура" — кого это интересует? Традиционное "киссаки" требует ручной доводки, а тут можно обойтись простым фрезерным станком. Тот же вечный спор, в котором количество подъедает качество.

4. Цука - рукоять катаны. Беда в том, что традиционная оплетка в принципе не поддается механизации и должна выполняться индивидуально, особой тесьмой. Но мне еще ни разу не доводилось видеть по-настоящему качественного изделия. Это всегда синтетический шнурок, намотанный так, будто вышел из рук паралитика.

5. Цуба — гарда. Их словно специально избрали на роль жертвы для бесчеловечных опытов. Порой одолевает сомнение, видели ли авторы хоть один настоящий образец? Это ведь так просто — брать и делать точные копии из бронзы или железа. Единственный раз мне попалась на глаза современная цуба, очень близкая к подлинным. Будучи, кстати, японской, она представляла собой круглый стальной диск толщиной 3,5 мм, слегка прорезанный и декорированный стеблями лотоса. Поверхность была покрыта толстым слоем чистой меди, зачернена и лакирована. Но главное — окно накаго-ана имело ширину 8 мм вместо обычных пяти. А это говорит всего лишь о том, что клинок вполне традиционен. Приятно сознавать, что есть заповедный уголок, где хранят верность вековечным нормам. В остальных случаях на нашу долю остаются тоска и уныние. В силу неведомых причин теперешние цуба-ко глубоко презирают жалкие 3-4 мм толщины, столетиями служившие верой и правдой на полях сражений, полагая их недостаточными для грандиозности своих замыслов — 99% сувенирных цуб никак не тоньше 7 мм. Оно и понятно, цинк — не железо, может и сломаться. Если добавить канареечный блеск, приблизительность орнамента и неудаленный литьевой облой по стыку половинок формы, то вы получаете исчерпывающее впечатление о качестве массовой продукции "а-ля Восток".

Цена вопроса

Japanese swords — Saitama pref., Japan

Цены от 220.000 (JPY) до 1.700.000 (JPY) = US$ 2867.48 — US$ 22157.8

Samurai Shokai — Kanagawa pref., Japan

Цены от 198.000 (JPY) до 1.350.000 (JPY) = US$ 2580.73 — US$ 17595.9

Japanese swords, Katana — Hyogo pref., Japan

Цены от US $450 до US$ 16304

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 months later...
  • Пользователи

Крис. Сакральное оружие Азии

1219.jpg

Существует специальная наука крисология (ilmu kekerisan), которая изучает генезис и эволюцию крисов, технологию изготовления, а также верования в их мистические свойства, их социальную роль и место в культуре. Среди известных специалистов-крисологов Бамбанг Харсринуксмо, Хамзури, Мубирман, Кусни из Индонезии; Комэя Есимити из Японии; Г.Б. Гарднер, А.Х. Хилл, Э. Фрей из Англии; Б. Сольюм из Австралии; Д.Ф. Дрэгер из США; Шахрум бин Юб из Малайзии ; В. Г. Резанов из России. В 2005 крис объявлен ЮНЕСКО в качестве шедевра мирового наследия человечества

Крис (либо керис) — национальный кинжал с характерной асимметричной формой клинка. Появился на острове Ява, распространен по всей Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Этимология связана с древнеяванским словом нгерис (ngeris), что означает «колоть», «пронзать».

Говорят, что крис был священным предметом и не мог продаваться, а только передаваться от отца к сыну. О дочери, к сожалению, легенды молчат.

Говорят, что ковались они только из метеоритного железа, поскольку местная железная руда очень плохого качества.

Говорят, что обладание крисом было привилегией знати и местных колдунов, а простолюдинам было вообще запрещено было владеть ими.

Говорят, что вкладываемый в ножны крис никогда не хочет «влезать» и отчаянно сопротивляется, издавая при этом шипящий звук, словно разъяренная змея.

Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?

tumblr_m5txzdWe7m1robmsdo1_500.jpg

В Малайзии и Индонезии, в Брунее, на Филиппинах и в Таиланде почетное место на стенах жилищ и в витринах музеев занимает необычный кинжал с изогнутым лезвием – крис, символ национальной гордости и независимости. Можно видеть его и в составе национального церемониального костюма – по большим праздникам. Кинжал невелик — длина от кончика кинжала до рукояти составляет от пятнадцати до шестидесяти сантиметров (редко – до ста), ширина клинка, резко увеличивающаяся к рукояти – от пяти до восьми.

Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.

1237484837_bagobochiefwithswordb.jpg

Какие же особенности орижия ? Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Первой, по-настоящему полной книгой, познакомившей Европу с крисами, был фундаментальный труд известного сатаниста и колдуна Джеральда Б. Гарднера, изданный в Англии в 1939 г. и переизданный повторно в 1973 г. Эта работа до сих пор остается классической по предмету. Представленная в ней информация ценна тем, что чудовищный автор едва ли не треть сознательной жизни провел на Борнео и знает обо всем из первых рук, лично.

Итак, крис по справедливости может считаться национальным символом народов, населяющих целое созвездие островных и полуостровных государств — Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней и т. д. По мнению специалистов, это оружие зародилось как вид где-то между IX и XIV веками. Понадобилось около 200 лет для того, чтобы он приобрел внешность, дожившую до наших дней практически без изменений и знакомую сегодня уже многим. Жители каждого из островов оспаривают друг у друга право называть именно свою землю родиной криса, но самые древние упоминания о нем найдены в яванской мифологии. На Филиппинах и Малайзии крис был и остается обязательной частью национального костюма, как кинжал наших горцев или меч самурая. Раньше всякий мужчина обязан был постоянно носить хотя бы один, а во время войны — до трех крисов. При этом главный клинок располагался, как повсюду в мире, у левого бока, а два дополнительных — справа и сзади. В мирные дни единственный крис помещали справа, и другое его положение считалось агрессивным, неприличным и оскорбительным.

Скорее всего, искушенный читатель уже отметил целый ряд совпадений с самурайской этикой, и надо сказать, что таких параллелей просматривается великое множество. Кое в чем экзотические клинки даже сумели переплюнуть невероятно ритуализированный японский меч, так как церемониальный и мистический аспекты криса гораздо утонченнее, нежели у их смертоносных собратьев. Специальностей у криса тьма — фамильная реликвия, объект наследования, символ социального статуса, визитная карточка, культовый инструмент, оружие, палаческая оснастка для приведения в исполнение смертных приговоров и т. д. В точности как в самурайских семьях, крис передавался от отца к сыну, и порой это было единственное наследство. Последний нищий не дерзал отойти к предкам, не завещав чаду хотя бы его.

В качестве своеобразного удостоверения личности крис четко характеризовал владельца, беззвучно и правдиво повествуя о его социальном положении, профессии, вероисповедании и «прописке». Большая часть информации считывалась с поверхности ножен. Так, на Яве их красный цвет говорил о принадлежности к царской семье, зеленый — к рангу министров, коричневые носили придворные, а черные — рядовые обыватели. Памор — рисунок дамаска — также не выбирался по настроению. Мастер мог наотрез отказаться делать клинок, не соответствующий статусу заказчика. Некоторые виды были запретными для простолюдинов как предназначенные лишь венценосным особам. Кроме того, неправильно подобранный узор мог навредить. К примеру, если крестьянин вынуждал изготовить для него крис с рисунком «бунтел маит», имитирующий силуэт савана, характерный для военного сословия, то этим саваном вскорости могли накрыть его самого. Разумеется, прекрасные крисы были наградным оружием, так сказать, «с царского плеча», а также могли служить своего рода верительной грамотой, точно визитка в наши дни. Если вас пригласили на некое торжество или свадьбу, а вы по уважительной причине не в состоянии прибыть лично, следовало вместо себя послать крис как полноценный и признанный заменитель.

kris1.jpg

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.

Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцу

SundangMoro_2.jpg

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.

Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.

1237483587_kd49c.jpg

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.

В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.

Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосами

Клинок причудлив, изогнут волнами, число их – всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка – выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.

Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три – это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из «Махабхараты», семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн – «крис сапукал» — символизирует единство, власть и богатство.

62739111zc4.jpg

Мистическая составляющая культа крисов не просто существенна — она огромна. Если в Японии взаимоотношения с мечом зиждятся на эстетике и отработанном этикете, то аура криса есть прежде всего аура колдовская, оккультная и насквозь таинственная. Местный фольклор переполнен волшебными историями о крисах, способных предупреждать владельца об опасности, грохоча в ножнах, способных летать по воздуху и разить врагов, словно небесная кара, убивать на расстоянии, когда хозяин не поленится просто указать острием на неприятеля и так далее. Из клинка могла течь вода и, подобно самурайским мечам, некоторые крисы имели злобную душу, причиняя владельцу неисчислимые беды вплоть до могильного исхода.

В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос «Сказание о лаксмане Ханг Туахе» повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.

Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу – оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.

Известно, что кузнецы часто изготавливали крисы для убийства конкретного человека. Один из кузнецов, упоминаемый в яванском «Параратоне» («Книге царей»), Гандринг стал легендарным. У него Кен Ангрок, будущий основатель династии Сингасари и Маджапахита, заказал крис, дав на выполнение заказа пять месяцев. Поскольку крис не был полностью готов в оговоренный срок, Кен Ангрок, рассвирипев, убил им кузнеца. Последний, однако, успел проклясть Кен Ангрока и его род, предсказав, что он сам и его потомки погибнут от этого криса. Предсказание сбылось, и Кен Ангрок и шестеро его потомков погибли.

47072240_kris12.jpg

Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние. Так же, кинжал вешали у входа в дом, в качестве охранника. Существовали легенды, в которых крис носился по воздуху, защищая дом и хозяина от непрошенных гостей.

Среди легендарных кисов – крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу в 14 в. в период расцвета государства Маджипахит. Крис оказался могущественным, но «своенравным». В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия.

786291.jpg

Как священное оружие, крис даже чистят особым образом – протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны – отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.

Крис присутствовал в «инвентаре» брунейских колдунов – «бомох». Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей «бомох», как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, «нечистой» жидкостью ушла и болезнь правителя.

Техники реального, а не колдовского боя с крисом в руках мало отличаются от техник использования любого иного короткого оружия на близкой дистанции. Значительный угол наклона рукоятки делает хват почти пистолетным и смещает акценты в сторону преобладания колющих ударов. Если клинок волнистый, то он способен на чрезвычайно коварный и полезный (смотря для кого) маневр — автоматически подстраиваться под препятствие, словно бы интуитивно находя в нем слабое место. В частности, крис сам подворачивается в руке, чтобы войти между ребер плашмя, а не остановиться, уткнувшись в кость. Хотя и мелкие, но отчетливые зубцы на гандже, своеобразной плоской гарде криса, позволяли ловко прихватывать чужое оружие. История знает множество примеров использования в гуще битвы сразу двух крисов, при помощи которых могучие герои производили опустошение в рядах противников.

Знакомство с португальцами, с их рапирами и шпагами, заставило модернизировать крис, создав длинную его разновидность, именуемую «панджанг», получившую вдобавок вторую, мрачную профессию инструмента для казни. Помимо классического короткого криса известны большие, тяжелые модификации, своего рода мечи — «калис» с островов Сулу и «сунданг» с Минданао. Их длина достигала 60 см при ширине клинка 5 см. Но даже они остаются более колющим, нежели рубящим или хотя бы универсальным оружием.

Существует распространенное заблуждение относительно формы («дапур») криса. Отчего-то большинство людей полагают, что он имел только один вид — извилистый, «пламенеющий», наподобие змеи. Действительно, подобная разновидность является самой популярной, но вместе с тем изрядное число клинков прямы, сохраняя прочие детали монтировки вполне традиционными. Возможно, начало любви к изогнутым линиям следует искать в индуистских змеиных культах, тем более что и сами названия форм содержит это скользкое слово — прямые клинки именуются «сарпа тала» (созерцающая змея), а витиеватые — «сарпа лумука» (движущаяся змея). Всего же видов дапура известно около 150. Количество извивов никак не произвольно и обязательно нечетно. Обычно их от 3 до 13, а самые популярные — 3, 9 и 13. Счет «волн» ведется от рукоятки, и каждая имеет свое собственное сакральное значение. Суммируясь, они насыщают клинок тем или иным смыслом:

3 - верность и удача;

5 - любовь к носителю знаний (ученому, гуру);

7 - порядочность, честность, достоинство;

9 - невозмутимость, выдержка, лидерство;

11 - благородство, великодушие, изобилие;

13 - мощь, сила, миролюбие.

Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и острый ум. Но какова технология столь одухотворенного оружия?

Как всякий слоистый дамаск, крис ковали с использованием полос различного химического состава, а затем шлифовали и вытравливали, проявляя тем самым сварочный рисунок. При этом подход к изготовлению оставляет далеко позади синтоистскую атрибутику японских мастеров. Те просто готовили себя к процессу сотворения меча, стараясь вложить в холодную сталь свою чистую душу, мало соотнося все это с параметрами, скажем так, будущего владельца. Ну, разве что грозная репутация или высокий ранг последнего заставляй! слегка подтянуться и проявить особенное рвение и скрупулезность. В случае с крисом дело обстояло сложнее. Считалось, что источник его астральной мощи кроется в гармоничном слиянии искусства кузнеца и натуры клиента. А потому настоящему мастеру обязательно требовались исчерпывающие сведения о личности заказчика, в первую очередь — дата и место его рождения. Также крайне важным было очное знакомство. Разумеется, маэстро молился, постился и обходился без сна (в точности как в Японии), но (!) при этом то же ожидалось и от соучастника по таинству. Конечно, никто не стоял у него над душой, проверяя рвение в аскезе, однако если он хотел получить действительно волшебный предмет, то, как мы говорим сегодня, «совесть — лучший контролер».

Дальше начинается путаница. Некоторые источники сообщают, что для изготовления криса требовалось 12 кг железа, 0,5 кг никеля и небольшой (?) железный метеорит, не считая соответствующего количества древесного угля. Давайте разбираться: если учесть, что 15-сантиметровый клинок весил около 200 граммов, а здоровенный 60-сантиметровый монстр дотягивал до килограмма, то все равно непонятно, куда исчезал остальной материал, потому что никакой угар, нагар и прочая окалина не в состоянии съесть больше 10 кг ценного сырья. Теперь насчет никеля. Поистине, загадка, каким образом туземное население умудрялось получать этот металл XX века, для извлечения которого из особенных и редких руд даже сегодня нужны высокотехнологичные производственные мощности и специальное оборудование. Пусть удивительный факт остается на совести тех, кто подкинул его на всеобщее обозрение.

Наличие метеорита выглядит куда естественнее, тем более что изрядная их часть как раз железо-никелевые, а потому вариант изготовления легированных клинков достаточно правдоподобен. Но вот относительно процентного содержания этого полезного элемента… Те же источники говорят о 3 или 5%, хотя прекрасные марки нержавеющих сталей обходятся десятикратно меньшими цифрами — соответственно, 0,3 и 0,5%, и лишь чрезвычайно высоколегированные, жаропрочные и жаростойкие, пассивные в отношении едких сред особые марки содержат до 14% никеля. Сомневаюсь, что вам удастся с первого раза произнести наименование одной из них — 10Х17Н13М2Т.

Сообщается также, что на отменный крис у высококлассного мастера уходил год работы. Неясно, чем он умудрялся заниматься, если даже в Японии укладывались в гораздо более сжатые сроки, хотя крис отнюдь не полируется до зеркального блеска три недели подряд. Вероятно, в общую копилку попадало время, затраченное на тончайшую резьбу рукоятки, выделку ножен, и так далее, но японский меч содержал несравненно больше художественно оформленных (и как оформленных!) деталей. Таким образом, время и материя исчезали невесть куда. Воистину колдовское оружие!

Как всякий дамаск, малайская сварочная сталь после травления показывала великолепный памор — поверхностный узор. Особенностью практически всей тамошней традиции является довольно значительная его величина. То есть, попросту говоря, клинки крисов содержат малое количество слоев металла, причем наиболее распространены именно те, в которых равномерность структуры выдерживалась весьма точно. Внешне это сказывалось так, что линии рисунка (если он был продольным).

0_219fb_968efe0d_XL.jpg

И струились от рукоятки до острия, не прерываясь и не путаясь между собой. Различают два вида памор:

самостоятельно и непредсказуемо формировавшийся в процессе ковки клинка «памор тибан», заранее оговоренный с клиентом и сформированный сознательно и целенаправленно «памор рекан».

Принято считать, будто неверно избранный тип способен навредить владельцу. Вообще же мастерство оружейников достигало такой искушенности, что они могли создавать любые композиции. Так, в годы победного шествия ислама распространилась мода на крисы с изображением стихов из Корана. По направлению залегания узор достаточно четко делится на две категории — продольный (млумах) и поперечный (миринг), отдаленно напоминающий птичье перо. То ли в силу заметно меньшей прочности, то ли по каким-то мистическим причинам, но миринг не получил широкого распространения, чего не скажешь о его победоносном сопернике. Всеобщее мнение приписывало продольному узору несравненно большую демоническую силу, да и крепостью он превосходил собрата благодаря оптимально ориентированной внутренней структуре. Разновидностью продольного является несколько «разбитый» рисунок, состоящий из деформированных причудливым образом колец и петель, чем-то напоминающий поверхность лужи под дождем или замысловатую текстуру дерева. Разумеется, безграничной силой обладали клинки с изображением стилизованной человеческой фигуры.

Длина криса никоим образом не выбиралась из простой прихоти, а задавалась совокупностью личностных параметров заказчика. Истово верующие при этом важном действе предавались чтению сутр, и могли отказаться от превосходного экземпляра, если тот не подходил им по размеру. Способы травления узора абсолютно те же, что и везде, за исключением химического состава ванны. Лишенные сомнительных благ цивилизации, смуглые мастера не имели понятия о промышленных кислотах, используя взамен сок недозрелых плодов, в основном цитрусовых. Такой реактив работал медленно, но верно, а в союзе с соединениями мышьяка и морской солью придавал темным фрагментам узора аспидно черный тон, которого мы не находим в Европе. Помимо всего прочего, многие клинки отравлялись крепким, долговечным ядом. И отнюдь не пустым звуком выглядит предостережение хранителя оружейной коллекции Эрмитажа, сделанное одному моему доброму знакомому, когда его тихонько впустили в бездонные музейные запасники, строго-настрого запретив прикасаться именно к крисам во избежание таинственной и неотвратимой смерти.

Кроме большого размера и контрастного сочетания линий, узор на крисах отличается известной фактурностью или рельефом, поскольку его травили долго и вглубь, тогда как европейская традиция предусматривает мгновенное прерывание процесса при первых же признаках появления узоров (см. главу 6). Более того — полагалось время от времени подновлять рисунок легким травлением во время ежегодного ритуала генеральной чистки клинков. Смазывают крисы ароматическими маслами, и потому настоящие экземпляры обладают неистребимым «восточным» запахом. Как и в Японии, чисткой занимается особый специалист, награждаемый по завершении сложной церемонии разными хорошими подарками.

Едва ли найдется на земле другое место, где национальное оружие являлось бы основой духовной и обрядовой жизни народа так, как это происходило на островах малайского архипелага — и как оно в известной степени сохранилось до наших дней, спокойно шагнув в XXI век. Потеряв естественным образом изначальную суть предмета для умерщвления, крис, несомненно, переживет века и века в качестве талисмана и произведения специфического искусства.

Традициям выделки крисов весьма близко интересное направление обработки металлов, издавна практиковавшееся в многомудрой Индии, хотя вернее было бы расположить сравнения в обратном порядке, потому что, несомненно, технология сварки Дамаска пришла на острова с континента, а никак не наоборот.

kris04_01average.jpg

Крис, остров Бали

Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем – левой, и так – поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия – клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.

Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять – в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе…

В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки – только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий — это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип – оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает – чутким, беспокойным сном…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Главный

Если у кого то остались фотки одушевленного меча из лондонского Тауэра который обнаружили на семинаре, можно выложить сюда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
Наверх
×
×
  • Создать...