Перейти к публикации

Греция 2010_Орфей и Орден Орфиков


Leo Sverdlovsky

Рекомендованные сообщения

  • Главный

Начинаю выкладывать материалы к летнему семинару в Греции. Разумеется о многом из того что будет выложено мы поговорим, но попробуйте сформировать у себя представление о том времени, событиях и людях. Если ваши знания о них ограничены мифами древней греции (что еще неплохо), или вообще школьным учебником для 4 класса, то неплохо бы эти знания обновить. Тогда картина мира в который вы поедете будет гораздо живее, динамичнее и конечно интереснее.

Большинство материалов просто скопированы с информационных сайтов, и поэтому совершенно не магичны, хотя откровенные глупости я постараюсь вырезать.

Тем не менее даже такая инфа будет полезна, а для многих и совершенно нова.

----------------------------

Существует множество легенд и свидетельств которые совершенно расходятся во мнении о Орфее, поэтому одна из версий гласит что Орфеев было несколько или это было не имя собственное а скажем звание. Впрочем судите сами.

Орфей (O r f e u z) · сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I 3, 2). Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа.

post-539-127457491947_thumb.gif

Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго" (Diod. 43,1; 48,6). Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса (Apollod. Rhod. I 492-515). Орфей женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мертвых. Пес аида Цербер, эринии, Персефона и Аид покорены игрой Орфея. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти (Ovid. Met. X 1-63).

Орфей не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад.

post-539-127457494619_thumb.jpg

Они растерзали Орфея, разбросав повсюду части его тела, собранные и погребенные затем музами (Ps.-Eratosth. 24). Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывет к острову Лесбос, где ее принимает Аполлон.

post-539-12745749756_thumb.jpeg

Тень Орфея спускается в аид, где соединяется с Эвридикой (Ovid. Met. XI 1-66). На Лесбосе голова Орфея пророчествовала и творила чудеса (Orph. Vit. frg. 115, 118-119). По версии, изложенной Овидием (Ovid. Met. XI 67-84), вакханки растерзали Орфея и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья.

Материал из Википедии

По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы (а Эагр был потомком Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его), муж нимфы Эвридики. По другим версиям, сын Эагра и либо Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы [4].

Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений [5]. Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом [6]. Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея [7], либо учитель Мусея.

[править]

Мифы

Фракиец, из области киконов [8]. Жил в селении Пимплея у Олимпа [9].

Возлюбленный Аполлона [10]. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Эсхил в трагедии «Агамемнон» так описывает воздействие голоса Орфея (обращаясь к корифею): «Язык твой — язык Орфея наоборот: Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом…».[11].

Довёл количество струн на лире до девяти [12]. Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию [13].

Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Пел команду гребцам [14].

Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке [15]. Запрещал пролитие крови [16].

Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу [12]. Был посвящён в Самофракийские мистерии [17]. По другому рассказу, открыл тайные обряды Диониса [18], установил их на горе, названной от его кифары Кифероном [19].

------------------------------------

Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

Орфей, фракийский бард, великий просветитель греков, перестал быть известен как человек и стал почитаемым божеством за несколько веков до христианской эры. "Что касается самого Орфея, - писал Т. Тейлор, - вряд ли вехи его жизни можно отыскать среди руин времени. Кто может сейчас сказать что-либо о его возрасте, происхождении, стране, жизни? Одно можно сказать, что жил такой человек Орфей, который был истинным основателем теологии среди греков, законодателем их жизненных и моральных норм, первым из пророков и поэтов, отпрыск Муз, который учил греков ритуалам и Мистериям и от которого мудрость перешла к Гомеру, Пифагору и Платону" ("Мистические гимны Орфею").

Орфей был основателем греческой мифологической системы, которую он использовал для пропаганды своих философских идей. Истоки его философии неопределенны. Быть может, он получил их от браминов, ведь многие утверждают, что он сам по происхождению из них и что его имя на самом деле есть производное от Opфvoios - "темный". Орфей был инициирован в Египетские Мистерии, из которых он получил солидное знание магии, астрологии, волшебства и медицины. Участвовал он и в Кабирских Мистериях на Самофракии, что, несомненно, укрепило его познания в музыке и медицине.

Любовь Орфея и Эвридики - один из трагических эпизодов греческой мифологии; этот сюжет является примечательной особенностью орфических ритуалов. Эвридика, спасаясь от разбойников, хотевших соблазнить ее, умирает от укуса змеи в пятку. Орфей, проникнув в самое сердце подземного царства, так очаровал Плутона и Персефону своей музыкой, что они позволили ему вывести Эвридику, если Орфей не обернется назад и не будет смотреть, следует ли она за ним. Однако Орфей из-за опасения, что Эвридика собьется с пути, не удержался от взгляда, и Эвридика с криком исчезла в царстве мертвых.

Безутешным странствовал Орфей по земле. Имеется несколько версий его смерти. По одной он был убит молнией, по другой - покончил с собой. Однако общепринятая версия гласит, что он был разорван цикоцианскими женщинами, притязания которых отверг. В десятой книге платоновской "Республики" говорится, что из-за печальной смерти от руки женщин душа, которая была Орфеем, когда настал ее черед родиться вновь в этом мире, предпочла быть лебедем, нежели родиться от женщины. Голова Орфея, оторванная от тела, вместе с его лирой была брошена в реку Гебр, вынесена в море и, будучи выброшена на скалы, была много лет оракулом. Лира, точнее ее обломки, была подобрана богами и превращена в созвездие.

Орфей был почитаем как отец музыки. На семиструнной лире он играл такие восхитительные мелодии, что даже боги признавали его власть. Когда он трогал струны, вокруг него собирались птицы и звери, и, когда он следовал по лесу, даже могучие деревья выдирали свои корни из земли и шли за ним. Орфей был одним из многих бессмертных, кто пожертвовал собой, чтобы люди могли иметь мудрость богов. Символизмом своей музыки он сообщал людям божественные секреты, и многие авторы считали, что боги, хотя и любили его, боялись, что он свергнет их, и поэтому неохотно, но согласились на его уничтожение.

Прошло время, и реальный Орфей был безнадежно отождествлен со своим учением и стал символом греческой школы мудрости. Так, Орфея стали считать сыном бога Аполлона, божественной и совершенной истины, и Каллиопы, музы гармонии и ритма. Другими словами, орфизм есть секретная доктрина (Аполлон), открываемая через музыку (Каллиопу). Эвридика представляет человечество, получившее ложное знание и заточенное в подземное царство невежества, В этой аллегории Орфей означает теологию, которая извлекает человечество из мрака, но не может обеспечить его оживления, потому что неправильно понимает внутренние порывы души и не доверяет им. Женщины, разрывающие тело Орфея, являются символами отдельных фракций теологии, разрушающих тело истины. Они не могут сделать этого до тех пор, пока их нестройные вопли не заглушат стройных аккордов лиры Орфея. Голова Орфея символизирует эзотерическое значение его культа. Эти доктрины продолжают жить и говорить даже после смерти Орфея, когда его тело (культ) уничтожено. Лира есть секретное учение Орфея, семь струн есть семь божественных истин, которые являются ключами к универсальной истине. Различные версии его смерти представляют различные способы уничтожения его учения: мудрость может умереть различными путями в одно и то же время. Аллегория превращения Орфея в лебедя означает, что духовные истины, которые он проповедовал, будут жить в будущие времена, и их будут изучать новые обращенные. Лебедь - это символ инициированных в Мистерии, а также символ божественной власти, которая есть прародитель мира.

--------------------------------------------

«Я буду петь для понимающих — затворите двери, непосвященные!»

(из Орфического гимна)

С именем Орфея связывают многие сочинения и в том числе так называемые «орфические теогонии» — оригинальные версии родословия богов. Носителями и хранителями «орфических теогоний» стали орфики, последователи религиозного учения, основателем которого также считается Орфей.

Это учение носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. Греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте. Говорили, что Орфей тайно отправился в город Самофрас, а оттуда — в Египет, где жил при храме Мемфиса. Там произошло его посвящение в египетские мистерии. Двадцать лет спустя он вновь вернулся в Грецию. Согласно этому преданию, само имя Орфей («исцеляющий светом») было дано ему при посвящении.

В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ Диониса, значительно отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. Культ Диониса в своей первоначальной форме был варварским и во многих отношениях отталкивающим. Однако в одухотворенной форме, созданной орфиками, в их аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение, он стал одним из столпов греческой философии. Искомое орфиками опьянение — это «энтузиазм», союз с богом.

Учение орфиков было одним из проявлений древнего общечеловеческого дуализма, противостояния света и тьмы, порядка и хаоса, который имеет у орфиков множество оттенков. Для орфиков прежде всего это — Аполлон и Дионис. Один из них олицетворяет единство и стройность, другой — многообразие и раздробленность. Точно так же диаду составляют женское, материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса.

Согласно орфика, человек также двойствен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское. В орфизме дионисизм аполлонизирован. Если у Гомера земная жизнь предпочтительнее загробной, то у орфнков наоборот, жизнь – это страдание. Душа в теле неполноценна. Тело — гробница и темница души. Поэтому цель жизни для орфика — освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело.

Именно избавлению от проклятия бесконечных возрождений служили многочисленные очистительные обряды орфиков, да и сам их образ жизни в общине.

Мир, согласно орфика, возник из рокового стихийного процесса, в котором разумный, божественный элемент был не первоначальным, а производным. Такая роковая необходимость производит постоянные перевоплощения душ в тела человеческие или животные, так что по смерти тела душа хотя получает временное воздаяние в загробном мире, но потом снова выбрасывается в круговорот рождений. Из этого безвыходного круга человека могут вывести только Дионис и его мать Персефона. Их милость и помощь и нужно заслужить для того, чтобы достигнуть освобождения.

Орфики стремились к «очищению», отчасти путем церемонии очищения, отчасти путем избегания осквернения. Наиболее правоверные из орфиков воздерживались от животной пищи, исключение составляли только ритуалы (когда пища принималась сакраментально).

Согласно орфической космогонии, мир возникает как результат деятельности Великой триады — Фанес, Хаос, Хронос. Первое начало мира есть Хронос (время), от которого произошли беспредельный Хаос, то есть некоторая туманная бездна, и Эфир, то есть светлая небесная стихия. Хронос образовал из обеих серебряное яйцо, которое потом лопнуло, и из него вышло особое существо Фанес (он же Протогон, Эрос, Приап, Метис, Эрикапей и пр.).

post-539-127457605602_thumb.gif

Фанес (греч. «сияющий») — бог-демиург — это Двуполый змей с крыльями, содержащий в себе зародыши всех богов. Из половинок лопнувшего яйца образовались небо и земля. Именно Фанес рассматривался как первый царь богов. Он творит небо и землю, а также «другую землю» — Луну. Дальнейшую эволюцию мироздания орфическая теогония представляет как смену шести поколений богов. Фанес породил Ночь, а от нее родились Уран и Гея. От последних — Крон и Рея. Крон, низложив Урана, овладел властью, после чего от той же Геи родился Зевс, который в свою очередь низложил Крона и, по совету Ночи, проглотил перворожденного змея Фанеса, поместив в себя таким образом зародыши всех вещей.

Это дало ему возможность продолжать рождение вещей и богов. По истечении некоторого времени Зевс родил от богини Аида, Персефоны, лучшее свое создание — Загрея (Диониса), которому и поручил управление миром. Но титаны (стихийные силы), будучи врагами Зевса, растерзали Загрея-Диониса. Из пепла титанов и крови Загрея-Диониса, впитавшейся в пепел, и произошел род человеческий.

post-539-127457609603_thumb.jpg

Орфики считали, что первый, золотой род людей был создан при Фанесе, но затем каждый последующий род становился хуже предыдущего. Второй, серебряный род был создан при Кроносе, и только третий, нынешний, — Зевсом из праха Диониса, растерзанного титанами.

Признавая стихийность мироздания, орфики, естественно, искали способы воздействия на него. Они искали единения не с той бессмысленной силой, которая создала мир, а с силой разумной, которая хотя и была производной, более слабой, но как разумная — возбуждала уважение человека.

Таким способом для них и стала магия. От орфиков до нас дошло много различных заклинаний, они практиковали разнообразные мантические системы, они совершали искупительные жертвы за живых и умерших, у них практиковались таинственные исцеления больных, проявлялся дар пророчества и т. д.

------------------------------------

У орфиков была своя особая теогония (учение о происхождении богов), по которой вселенная произошла из мировых, естественных сил природы: первоначально были caoV, cronoV и aiqhr, из которого образовалось мировое яйцо; из него явился FanhV (или MhtiV, HrikopaioV, PrwtogonoV), причем из верхней скорлупы яйца образовалось небо, из нижней — земля. FanhV заключает в себе все живущее и вместе с тем является богом-творцом: он произвел Ночь и, соединившись с ней, небесные светила. Далее от брака Урана с Геей (Неба с Землей) являются Ураниды и от брака Крона с Реей — Крониды, согласно с теогонией Гесиода. Один из Кронидов Зевс сверг Крона, поглотил Фанета (kataposiV FanhtoV) и сделался всеобъемлющим богом: он и день, и ночь, и стихии, и начало, и середина, и конец.

Однако, рядом с этим учением о происхождении природы из мировых сил и с замечательной идеей об единобожии у орфиков являются чисто мифологические рассказы, главным содержанием которых являются сказания о Дионисе, его страданиях, убиении титанами и возрождении. Таким образом, учение орфиков существенно примыкает к культу Диониса. И действительно, некоторые древние авторы приписывают Орфею основание таинственного служения Диониса, хотя другие, напротив, представляют его врагом Диониса (Эсхил в несохранившейся трилогии «Lukourgeia»).

Далее орфическое учение говорило о прирожденной греховности человеческого рода, происшедшего от враждебных богам титанов, о переходе душ через смертные тела, в которые они заточены, как в темницу, для того, чтобы искупить эту греховность и затем, очистившись, получить лучшие жилища на звездах, о наказании неочистившихся и необходимости очищения посредством религиозного посвящения и применения умилостивительных средств, открытых Орфеем.

Последователи этого учения составляли общество, которое постепенно распространилось по всем областям эллинского мира, так что нельзя уже определить, где оно первоначально составилось. К нему присоединились и разрозненные остатки Пифагоровского общества после его изгнания из южной Италии, так как в учении пифагорейцев и орфиков было много общего. Нужно отметить только, что политические тенденции пифагорейцев были чужды орфикам, общества которых были чисто религиозного характера. Принятие в эти общества достигалось путем посвящения, для которого необходимо было предварительное исполнение предписанных очищений; их собрания, в которых орфическое учение находило себе выражение частью в молитвах, частью в изложении священных сказаний (ieroi logoi), частью в обрядах (teletai, orgia ), назывались мистериями не только потому, что в них могли участвовать только посвященные, но и потому, что их обряды и сказания имели скрытый, мистический смысл.

Посвященные обязаны были соблюдать известные ритуальные и аскетические уставы, стоявшие в связи с их учением: так, от них требовалось воздержание от мясной пищи и от убиения человека и животных (по крайней мере, млекопитающих и птиц), постоянные очищения, ношение льняной, а не шерстяной одежды и пр. OrfikoV bioV упоминается у Платона как особый род жизни. Посвящение в мистерии, по учению орфиков, было необходимо для будущей жизни, так как только посвященные будут наслаждаться блаженством, а непосвященные будут лежать в грязи (en borborw keisqai).

Древний символ Орфических Мистерий -это яйцо, обвитое змеей. Это символ Космоса, окруженного огненным Творящим Духом. Яйцо представляет также душу философа; змея - Мистерии. Во время инициации скорлупа разбивается, и человек рождается из состояния эмбрионального физического существования, в котором он пребывал во время внутриутробного философского возрождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
Наверх
×
×
  • Создать...